Информационная база проведения анализа и основы теории улучшения финансового состояния предприятия
Кредитную политику мы определяем как свод правил и приоритетов предприятия в отношении предоставления (или не предоставления) коммерческого кредита (отсрочки платежа) своим клиентам по договорам поставки. Основное предназначение кредитной
политики
- повышение эффективности продаж и рост операционной прибыли предприятия (т.е. прибыли от продаж). Кредитная политика регулирует вопросы срока предоставляемого коммерческого кредита, минимизации стоимости кредитных ресурсов, она осуществляет регулирование объема продаж путем варьирования предоставляемой отсрочкой платежа.
Целью разработки кредитной политики является нахождение оптимального соотношения интересов производителя (продавца) и покупателя - то есть, какую отсрочку платежа может предоставить продавец без ущерба для своей рентабельности, и при каких условиях покупатель готов покупать товар. Последствия принятых решений могут быть различными. Так, например, предоставление длительной отсрочки платежа может привести к тому, что в дебиторской задолженности будут «заморожены» значительные оборотные средства. В результате этого предприятие будет вынуждено обратиться к заемным источникам средств, что увеличит расходы на обслуживание займов и кредитов. С другой стороны, увеличение срока продолжительности предоставляемой отсрочки платежа, может существенно увеличить клиентскую базу и соответственно прибыль предприятия. Получается, что есть факторы, свидетельствующие в пользу смягчения кредитной политики, а есть факторы, свидетельствующие в пользу ее ужесточения.
Главным индикатором эффективности кредитной политики является рост эффективности продаж и экономической рентабельности предприятия. Если в обмен на увеличение срока предоставляемой отсрочки платежа, рынок реагирует ростом спроса на продукцию, а значит и ростом конечных финансовых результатов, то выбранная кредитная политика эффективна. Если же наоборот, оборачиваемость активов падает, а среднегодовые показатели прибыли снижаются, то такая кредитная политика не эффективна и нуждается в срочной корректировке.
В любом случае, решение в пользу предоставления дополнительной отсрочки платежа клиенту, должно приниматься на основе оценки будущего среднегодового дохода.
Исходя из анализа существующих трудностей в работе с дебиторской задолженностью и в управлении кредитной политикой предприятия можно обозначить в данной сфере следующие задачи [12, с. 10]:
) проведение анализа дебиторской задолженности организации в разрезе определенного периода (по видам, суммам и т.д.), т.е. "ранжирование" задолженности. Анализ дебиторской задолженности - основа формирования кредитной политики компании. Основную роль здесь играет хорошо организованный учет первичной документации (договоров с приложением графиков отгрузки или выполнения работ, товарных накладных, счетов и счетов-фактур и т.д.), позволяющий отслеживать сроки реализации продукции и сопоставлять их со сроками оплаты;
) создание в компании четких правил работы с дебиторской задолженностью. Данные правила разрабатываются для подразделений, отделов, филиалов компании в целях их эффективного взаимодействия (т.е. по горизонтали), а также для установления единообразного движения информации о состоянии дебиторской задолженности от руководства до подчиненных. Информация о проблемных долгах аккумулируется в юридической службе компании для ее последующего взыскания;
) установление лимита дебиторской задолженности, приемлемого для компании. В целях принятия решения о возможности установления общего лимита дебиторской задолженности в рамках компании и распределения этого лимита между конкретными клиентами специалисты организации могут использовать различные механизмы оценки и расчета. Учитываются такие факторы, как реальная стоимость дебиторской задолженности, ее первоначальная величина, продолжительность (в днях) предоставленной отсрочки платежа и ставка, по которой компания привлекает заемные средства (либо ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ).
Необходимо также установить оптимальный срок оборачиваемости дебиторской задолженности. Для этого на первом этапе определяется фактический срок оборачиваемости дебиторской задолженности, далее рассчитывается период погашения дебиторской задолженности, и, наконец, определяется необходимый срок погашения дебиторской задолженности (при плановом приросте выручки и при установлении определенного лимита дебиторской задолженности на конец периода);
) разработка "клиентской базы" с учетом оценки платежеспособности, "возраста", финансовой устойчивости и добросовестности компании. Оценка надежности клиента производится с использованием как формальных, так и неформальных методов. Формальные методы предполагают анализ состояния и легитимности клиента на основе исследования его бухгалтерских и юридических документов. Примером такого анализа служит проверка банком хозяйственной деятельности клиента перед выдачей кредита. Особый акцент следует сделать на отдельных финансово-экономических показателях объекта исследования: коэффициентах деловой активности клиента; показателях структуры капитала и эффективности бизнеса; коэффициентах рыночной активности.