Факторы, влияющие на повышение рентабельности и финансовой стабильности

Основные способы (методы) планирования прибыли от реализации товарной продукции:

. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте (или номенклатуре выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляе5тся как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

П = (В * Ц) - (В * С), (3.1.1)

где П - плановая прибыль;

В - выпуск продукции (работ, услуг) в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц - цена единицы продукции (за вычетом НДС и акцизов), Р.;

С - полная себестоимость единицы продукции (работ, услуг), Р[2,325].

. Расчет прибыли на основе показателя затрат на 1 Р. продукции. Это укрупненный метод. Может применяться по предприятию в целом для расчета прибыли от выпуска, реализации всей продукции. Предусматривает использование данных о производственных затратах, затратах на реализацию продукции за предыдущий период, а также ожидаемое их изменение, которое прогнозируется в следующем периоде.

. Аналитический (экономический) метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.

Преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

Для оценки ассортиментной политики предприятия, как уже указывалось, используется целая система показателей, в том числе и получение максимума прибыли. На анализируемом предприятии изменение структуры реализации продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 536 тыс. р., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. Чтобы установить, какие конкретно произошли изменения в ассортиментной политике предприятия, необходимо провести более детальный анализ структуры продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

Пудi = Сумма ((УДiф - Удiпл) * П1пл / 100) * VРП общ. ф., (3.1.2)

где П1пл - сумма прибыли на условную единицу продукции или на один нормо-час на производство единицы i-го вида продукции;РП общ. ф. - фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении или в нормо-часах;

Удi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации в условно-натуральном выражении или в нормо-часах, %.

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этом случае для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:

Пудi = Сумма (УДiф - Удiпл) * Riпл / (100 * 100)) * Сумма (VРПiф * Сiпл), (3.1.3)

где Riпл - плановая рентабельность i-x видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции);

Сумма (VРПiф * Сiпл) - стоимость фактического объема продаж в целом по предприятию в оценке по плановой себестоимости продукции.

При этом следует иметь в виду, что результаты расчетов в данном случае будут не совсем точными, так как себестоимость реализованной продукции тоже подвержена влиянию структурного фактора[15, 245].

joomla template