Выбор стратегий развития продукции и их реализация на основе повышения деловой активности
Матрица И. Ансоффа позволяет использовать одновременно нескольких стратегий. Основание наиболее подходящей стратегии для интенсивного роста объема продаж может быть определено решением продавать существующие или новые продукты на существующем, а также на новом рынках. Данная матриц представляет собой схему, предназначенную для помощи менеджерам в принятии решения о выборе стратегии, а также она служит диагностическим инструментом. Матрица Игоря Ансоффа описывает возможные стратегии предприятия в условиях растущего рынка.
По одной из осей в матрице рассматривается вид товара - старый или новый, по другой оси - вид рынка, также старый или новый.
На вид матрица Ансоффа представляет собой поле, образованное двумя осями - горизонтальной осью «товары компании» (подразделяются на существующие и новые) и вертикальной осью «рынки компании», которые также подразделяются на существующие и новые. На пересечении этих двух осей образуются четыре квадранта:
Таблица 3.1. -Матрица Ансоффа
Старый рынок |
Новый рынок | |
Старый товар |
Совершенствование деятельности |
Стратегия развития рынка |
Новый товар |
Товарная экспансия |
Диверсификация |
Рекомендациями по выбору стратегии в матрице Ансоффа являются:
Стратегия совершенствования деятельности (проникновения на рынок). При выборе данной стратегии предприятию необходимо обратить внимание на мероприятия маркетинга для имеющихся товаров на существующих рынках: провести изучение целевого рынка предприятия, разработать мероприятия по продвижению продукции и увеличению эффективности деятельности на существующем рынке.
Стратегия проникновения на рынок (существующий товар - существующий рынок). Естественная стратегия для большинства предприятий, стремящихся увеличить долю существующих товаров на соответствующем рынке. Расширение проникновения на рынок - это наиболее очевидная стратегия, её обычное практическое выражение - стремление увеличить продажи. Инструментами данной стратегии могут служить: повышение качества товаров, повышение эффективности бизнес-процессов, привлечение новых клиентов за счёт рекламы. Источники роста продаж также могут быть: увеличение частоты использования товара (например, за счёт программ лояльности), увеличение количества использования товара.
Возможными источниками роста могут быть:
· увеличение доли рынка;
· увеличение частоты использования продукта (в т.ч. за счет программ лояльности);
· увеличение количества использования продукта;
· открытие новых сфер применения продукта для существующих потребителей.
Товарная экспансия (Развитие продукта (новый товар - существующий рынок)) - стратегия разработки новых или совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Компания может осуществлять такую стратегию на уже известном рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши. Доход в рассматриваемом случае обеспечивается за счет сохранения доли на рынке в будущем. Данная стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации риска, поскольку компания действует на знакомом рынке.
На существующем рынке новых товаров, предложение-это стратегия развития товара. В рамках этой стратегии возможно выведение на рынок принципиально новых продуктов, усовершенствование старых, расширение линейки товаров (разнообразие).
Возможности для роста основываются на:
ü добавление новых свойств продукта или продукта с повышенным качеством, в т.ч. репозиционирование продуктов;
ü расширение продуктовой линейки (в т.ч. за счет новых вариантов предложения существующих продуктов);
ü разработка нового поколения продуктов;
ü разработка принципиально новых продуктов.
Стратегия развития рынка (существующий товар - новый рынок). Данная стратегия направлена на поиск нового рынка или нового сегмента рынка для уже освоенных товаров. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта в пределах географического региона, так и вне его. Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, чем обе предыдущие, но более доходна. Однако выйти напрямую на новые географические рынки трудно, так как они заняты другими компаниями.
Эта стратегия предполагает адаптацию и выведение существующих товаров на новые рынки. Для успешного осуществления стратегии необходимо подтвердить наличие на новом рынке потенциальных потребителей существующих продуктов. Варианты включают географическую экспансию, использование новых каналов дистрибуции, поиска новых групп потребителей, которые пока не являются покупателями товара.