Управление деловой активностью, как механизм трансформации потенциала предприятия в конкурентные преимущества
Главной стратегической целью большинства предприятий в современной рыночной экономике является не максимизация прибыли, не рост объемов продаж, а выживание во все более острой конкурентной борьбе. Глобализация мировой экономики, создание международных союзов и институтов приводят к тому, что предприятиям и организациям приходится бороться с иностранными производителями уже на внутреннем рынке. Поэтому проблема выживания характерна не только для малого бизнеса, но и для средних и крупных производителей.
В условиях конкурентной борьбы на российских рынках на первый план выходят проблемы эффективного управления бизнесом: построение эффективных систем управления, использование современныхметодов и рычагов управления, разработка гибкой и уникальной стратегии развития предприятия. Современное стратегическое управление все активнее концентрирует внимание на внутренних ресурсах предприятия. В этой связи все большую актуальность приобретает управление деловой активностью предприятия.
На современном этапе развития конкурентных отношений все большую значимость приобретает управление предприятием в условиях высокой неопределенности внешней среды. И. Ансофф на основе степени непредсказуемости будущего и уровня нестабильности внешней среды выделяет несколько этапов в развитии систем общефирменного управления
Учитывая особенности управления деловой активностью его место на выделенной матрице представлено на четвертом уровне неопределенности. Управление деловой активностью предприятия позволяет, во-первых, обеспечить эффективное функционирование предприятия в условиях турбулентной среды (приспособиться к изменениям внешней среды), а во-вторых, активно воздействовать на формирование и развитие рыночной среды предприятия (активное воздействие на элементы внешней среды) (рис. 1.3).
Конкурентная среда
Рис.1.3-
Возможные варианты управления деловой активностью фирмы
В современном стратегическом управлении наиболее важное значение стали приобретать творческое мышление, вдохновение, интуиция, стремление к экспериментированию и т.д. Поэтому из жесткого формализованного процесса оно все больше стало превращаться в искусство принятия стратегических решений, которое концентрирует внимание на выявлении каких-либо изменений как внутри, так и вне предприятия и обеспечивает быстрое реагирование на них. В связи с этим отметим, что существует несколько типов систем управления на основе их восприимчивости к сигналам из внешней среды организации. По степени восприятия сигнала из внешней среды (то есть способности организации распознать малейшие отклонения от желаемого хода развития событий) и обратной связи (степени, с которой управление реагирует на потенциальную проблему и принимает соответствующее решение) выделяют следующие системы управления (рис. 1.4):
Высокая
Степень
восприятия
сигналов
Низкая
Обратная связь
Рисунок 1.4 - Системы управления организацией по степени их восприимчивости к сигналам из внешней среды
Таким образом, деловую активность предприятия необходимо рассматривать как систему, состоящую из следующих взаимосвязанных составляющих: маркетинговой, производственной, инновационной, инвестиционной, социально-психологической, управленческой и финансовой активности, направленных на поиск, формирование и эффективное использование экономического потенциала предприятия и активного приспособления к факторам внешней среды.
Управление деловой активностью направлено, с одной стороны, на адаптацию, приспособление предприятия к требованиям внешней среды, а с другой стороны, на активное воздействие, формирование внешней среды предприятия. Целью управления деловой активностью является повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования предприятия, а средством достижения этой цели является повышение деловой активности предприятия, посредством использования его экономического потенциала. Оно включает в себя как реактивное, так и про активное управление предприятием. Мы предлагаем использовать управление деловой активностью предприятия в качестве универсального механизма трансформации экономического потенциала предприятия в его конкурентные преимущества.
управление деловой активность
Глава 2. Анализ показателей финансовой устойчивости и деловой активности предприятия МУП «Воркутинский хлебокомбинат»