Теоретические аспекты проблем сбалансированности бюджета
В Российской Федерации еще не окончательно сформировалась рыночная система, развитие рыночных отношений происходит в условиях ресурсно-зависимой экономики и низкой конкурентоспособности отечественных компании, роль государства в проводимых реформах должна быть преобладающей. Существенным инструментов в руках государства является бюджет, который должен стать одним из основных источников социально-экономического развития России.
Государственный бюджет - один из ведущих звеньев финансовой системы России, который выражает ее основные качественные характеристики. С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточить необходимые финансовые ресурсы, на важнейших участках экономического и социального развития.
Бюджет играет очень важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Из средств государственного бюджета финансируются и учреждения, и организация социальной сферы, тем самым происходит воспроизводство рабочей силы. С помощью бюджета осуществляется перераспределение доходов между федеральной властью и субъектами РФ.
Таким образом, бюджет - это важнейшее звено финансовой системы, связанное с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, необходимого для выполнения функций и задач государства; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.
Из БК РФ, следует, что бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется нормами права и представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами: один из них применяются при формировании бюджета, другие- при его исполнений.
Теоретически доходы государственного бюджета равны его расходам, и наоборот. Это равновесие доходов и расходов называется балансом. Баланс, или равенство доходов и расходов, имеет объективный характер, так как нельзя истратить больше того, чем располагаешь в данный момент времени.
Однако на практике всегда имеет место несоответствие размеров предполагаемых (планируемых) в будущем доходов государства требуемым ему расходам (рис.1).
Сбалансированность государственного бюджета | |||||
Дефицит бюджета: расходы превышают собственные доходы. |
Равенство собственных доходов всем расходам бюджета |
Профицит бюджета: доходы превышают расходы |
Рис. 1 Сбалансированности государственного бюджета
Это расхождение в размерах доходов и расходов внешне обусловлено исключительно тем, что размеры собственных доходов государства не соответствуют размерам требуемых расходам государства, или как еще их называют, расходным обязательством государства. Потенциально они могут быть и меньше расходов и больше их. Чаще всего имеет место превышение расходов бюджета над его собственными доходами.
1 2