Условия применения ЕНВД
Согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и при меняется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из данной нормы, следует вывод, что система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер, если на территории осуществления налогоплательщиком деятельности в установленном порядке введен ЕНВД и в нормативном правовом акте соответствующих представительных органов указан вид его деятельности.
По мнению Минфина России, в случае введения специального налогового режима в виде ЕНВД для отдельных видов предпринимательской деятельности на соответствующей территории переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков данной территории, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности. Такая позиция выражена финансовым ведомством, например, в письмах от 6.09.20012г. N03-11- OS/216, от 1.12.2012 г. N03-11-04/3/518, от 14.07.2012 г. N03-11-04/3/349, от 7.06.12 г. N03-11-04/3/283, от 27.03.12 г. N03-11-04/3/157 [1, с. 5].
Минфин России в письме от 10.01.2013 г. N03-11-09/2, рассматривая невозможность перехода на уплату ЕНВД в добровольном порядке, указывает на то, что одна из основных задач его введения - привлечение к уплате налогов организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен: розничная торговля, общественное питание, бытовое и транспортное обслуживание, т.е. таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в денежной форме и тем самым имеют возможность избегать налогообложения.
Такая позиция поддерживается Конституционным судом Российской Федерации в Определениях от 16.03.12 г. N69-0, от 24.02.11 г. N21-0 и от 20.12.11 г. N526-0.
Судебная практика подтверждает, что применение ЕНВД является обязанностью, а не правом налогоплательщика в силу ст. 23 НК РФ, предусматривающей его обязанность уплачивать законно установленные налоги, и положений главы 26.3 НК РФ. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 2.11.12 г. NФ09-9002/06-Сl, от 24.10.12г. NФ09-9283/06-Сl и от 4.09.12 г. N Ф09-7729/06-Сl, ФАС Центрального округа от 29.11.12 г. N А09-3411/06-16, ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.012г. NA38-901-4/188-2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.12 г. NA19-9761/06-50-Ф02-3078/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 г. NФ04-166/2009(l9516-А75-27), в которых суды указывают на то, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется на основании норм законодательства и носит обязательный характер.
В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.11 г. N155-ФЗ (в ред. от 26.11.11 г.) (далее - Закон N155-ФЗ) налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:
1 2