Задачи и методический инструментарий анализа использования заемных средств
Для беспрерывного осуществления своей деятельности организация должна иметь в наличии материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Главной целью финансовой деятельности организации является наращивание собственного капитала и укрепление рыночных позиций на рынке. Для достижения данной цели необходимо постоянно наращивать объем продаж и прибыль, поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива.
Пассив, в свою очередь, включает обязательства и капитал предприятия. Пассив включает в себя собственные и заемные источники. При формировании структуры пассива необходимо учитывать особенности каждой его составляющей, поскольку данные особенности непосредственно влияют на эффективность и рациональность использования капитала организации. Из этого вытекает важность анализа капитала предприятия, в том числе и заемного.
Основные задачи анализа использования заемных средств:
изучить состав, структуру и динамику заемных источников формирования капитала предприятия;
определить стоимость отдельных источников привлечения заемного капитала;
оценить эффективность использования заемных ресурсов.
В процессе финансового анализа может привлекаться информация из следующих источников:
Информация о технической подготовке производства.
Нормативная информация.
Плановая информация (бизнес-план).
Хозяйственный (экономический)учет:
оперативный (оперативно-технический)учет;
бухгалтерский учет;
статистический учет.
Отчетность:
публичная финансовая бухгалтерская отчетность (годовая);
квартальная отчетность (не бубличная, представляющая коммерческую тайну);
выборная статистическая и финансовая отчетность (коммерческая отчетность), - производимая по специальным указаниям;
Прочая информация:
пресса;
опросы руководителя;
экспертная информация.
Объектом анализа и диагностики предприятия является работа предприятия в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков), а субъектами могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий
Основными методами при проведении анализа использования заемного капитала являются: вертикальный (структурный) анализ, т.е. выявление доли части в целом;
горизонтальный (временной): изучение изменений показателей, их темпы роста и прироста; относительных показателей. При проведении анализа используется определенный набор коэффициентов.
сравнительный анализ: сравнение с плановыми заданиями, с прошлыми периодами, сравнение различных вариантов решений;
факторный анализ: определение влияния факторов на изменение величины результативных показателей; графический анализ.
Таким образом, при проведении оценки деятельности организации, при разработке стратегии по дальнейшему ее развитию, важное место занимает анализ использования капитала предприятия. Этот момент очень важен, во-первых, для внешних потребителей информации (банков, инвесторов) при изучении степени финансового риска, во-вторых, для самого предприятия при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.