Понятие, значение и задачи оценки финансового состояния предприятия
платежеспособности [5, с.55].
Основными задачами анализа финансового состояния являются:
выявление изменений показателей финансового состояния;
определение факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия;
оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;
оценка финансового положения на определенную дату;
определение тенденций изменения финансового состояния.
В основе комплексного анализа финансового состояния лежит анализ финансовой отчетности организации. Анализ бухгалтерской отчетности - это процесс, при котором оценивается прошлое и текущее положение и результаты деятельности организации. Главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности организации.
Результаты анализа финансовой отчетности используются для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала, для оценки деятельности руководства организации, а также прогнозирования ее отдельных показателей и финансовой деятельности организации в целом. Анализ финансового состояния является базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.
Стратегические задачи финансовой политики предприятия следующие:
максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;
обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
достижение прозрачности финансового состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов;
создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
На основе полученных результатов анализа осуществляется выбор направлений финансовой политики.
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:
структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;
эффективности и интенсивности его использования;
платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
запаса его финансовой устойчивости [6, с.407].
Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли ответить на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер, а, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения отношений с ним.
Анализ финансового положения предприятия основывается главным образом на относительных показателях, т.к. абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с:
общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия [7, с.105].
Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятий пользователи информации.
К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, банки, поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д.
Вторая группа пользователей - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защитить интересы первой группы пользователей. Это - аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, профсоюзы [8, с.75].
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Принято выделять два вида финансового анализа (рис.1):
Рис. 1. Направления анализа хозяйственной деятельности