Роль анализа финансового состояния в системе управления предприятием
Выбор правильной стратегии не производится просто так. Стратегия должна соответствовать характеристикам компании. Иными словами, перед выбором стратегии развития необходимо провести диагностику компании и определить ее интегральный образ. А уже потом выбирать ту стратегию, которая максимально соответствует образу компании [21].
Таким образом, главной задачей финансового анализа в настоящее время является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее. При таком подходе финансовый анализ используется как инструмент обоснования краткосрочных экономических решений, целесообразности инвестиций; как средство оценки мастерства и качества управления; как способ прогнозирования будущих финансовых результатов [21] .
При проведении финансового анализа определяются различные абсолютные и относительные показатели финансовой деятельности организации. Однако менеджерам необходимо очень внимательно относиться к определению показателей, поскольку существует ряд факторов, ограничивающих их использование при принятии решений:
1) Учетная политика организации (методы начисления амортизации, учета запасов) оказывает влияние на показатели прибыли и активов и, соответственно, коэффициенты рентабельности и оборачиваемости.
2) Манипулирование затратами позволяет завышать или занижать значение чистой прибыли в зависимости от желания владельцев собственного или заемного капитала.
) Коэффициенты являются статическими характеристиками, и хорошие значения (в общепринятом понимании) коэффициентов ликвидности (например, абсолютной ликвидности) еще не гарантируют, что в конкретный момент корпорация будет платежеспособной.
) Коэффициенты не раскрывают качественную сторону показателей, используемых при расчете. Например, при расчете коэффициентов быстрой ликвидности сомнительная дебиторская задолженность или низколиквидные ценные бумаги могут завышать оценку.
) Предполагается сравнение коэффициентов со среднеотраслевыми данными или показателями конкурирующих фирм-аналогов. Но если организация осуществляет многоплановую коммерческую деятельность, то сравнение следует проводить по направлениям деятельности, т.е. фактически делить баланс на несколько частей [19].
Кроме того, необходимо очень внимательно относиться к определению линейки показателей, которые будут использоваться для оценки компании: их неправильный выбор может привести к тому, что трудоемкий финансовый анализ не принесет предприятию никакой пользы.
Еще одна сложность, заключается в том, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна «реактивная» форма управления деятельностью, т.е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между:
- интересами предприятия и фискальными интересами государства;
- ценой денег и рентабельностью производства;
- рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков;
- интересами производства и финансовой службы и т. д.
К числу основных, стратегических, задач развития любой организации в условиях кризисной ситуации относятся:
- устранение неплатежеспособности;
- максимизация прибыли;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- достижение прозрачности финансового состояния предприятия для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов;