Государственная поддержка и регулирование производства продукции. Инвестиционная политика
Аграрная реформа в России проводится на фоне глобального кризиса экономики. В сельскохозяйственном производстве и в сфере его обслуживания идет резкий спад. Произошло вытеснение сельскохозяйственных производителей с отечественного рынка продовольствия. И сегодня на повестке дня стоит новая задача - восстановление сельскохозяйственного производства, вывод отраслей АПК из системного кризиса. Она может быть решена, во-первых, на основе разработке законодательной базы, предусматривающей пересмотр многих положений и изменение курса реформ, во-вторых, путем подготовки и освоения программ восстановления и развития АПК в каждом регионе. Результативность последних в решающей степени зависит от аграрной политике государства.
В настоящее время уже вступил в силу Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 года № 100-ФЗ.
В рамках «Федеральной программы стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996 - 2000 годы» и указанного выше Закона осуществляются государственное регулирование и поддержание аграрного производства, то есть воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Государственное регулирование осуществляется по следующим направлениям:
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- развитие социальной сферы села.
Рыночные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, являются основной формой экономических взаимоотношений аграриев с другими субъектами рынка. Гарантированные цены определяют минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, выполняют страховую функцию защиты и используются с согласия товаропроизводителя для закупки их продукции государством в пределах объемов, определяемых на федеральном и региональном уровнях, а также как величина для расчета доплат к рыночным ценам при реализации любым покупателям в масштабах установленных квот.
Введен новый инструмент регулирования рынка - залоговые операции с продукцией аграриев, включая кредитование под залог будущего урожая. На этой основе формируется фьючерский рынок.
Целевая цена - расчетная величина, или нормативный индикатор, обеспечивающая паритетное соотношение цен на промышленную сельскохозяйственную продукцию в зонах массового товарного производства, уплату налогов и обязательных платежей, процентов по кредитам, получения аграриями личного дохода не ниже среднего по народному хозяйству и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Государство стремится оказывать поддержку в сфере инвестирования агропромышленного производства. Приоритетными направлениями в данной области выступают: сочетание последовательной децентрализации инвестиционного процесса, прежде всего за счет повышения доходности товаропроизводителей и усиление роли их собственных вложений, и ресурсов на поддержке наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий [4].