Пути решения проблем стабилизации финансов в РФ
Необходимость финансов заключается в обеспечении непрерывности воспроизводственного процесса как на макро, так и на микроуровне и формирование достаточного объема финансовых ресурсов для выполнения хозяйствующими субъектами и государством соответствующих функций.
Можно сказать, что с помощью финансов в хозяйственной деятельности сохраняются только те общественные институты, которые способствуют поступательному движению общества.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: Бюджет должен балансироваться ежегодно.
Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако, следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.
Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: Бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла.
Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики.
Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том, сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов; кто будет регламентировать последние; каковы условия достижения «золотой середины» между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом - между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве, и т.д.
В таблице 2 приведены сведения о мерах, которые могут позволить более эффективно расходовать бюджетные средства.
Таблица 2 - Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств
Принятые меры |
Результаты принятых мер |
Введение штрафных санкций за несвоевременную сдачу авансовых отчетов подотчетными лицами. |
Возможность более эффективно планировать и осуществлять расходы по соответствующим статьям экономической классификации расходов. |
Введение нормативов обеспечения сотрудников канцелярскими принадлежностями. |
Сокращение расходов по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». |
Заключение годового договора на транспортное обслуживание (нет собственного транспортного парка). Ранее договоры заключались ежемесячно. |
Экономия бюджетных средств по статье 222 «Транспортные услуги» за счет скидки по годовому договору. |
Введение норм количества испорченных бланков строгой отчетности и штрафных санкций за порчу бланков сверх нормы |
Экономия бюджетных средств за счет уменьшения расходов. |
Повышение доли закупок лекарственных средств (продуктов питания и т.д.) на конкурсной основе. |
Сокращение расходов бюджетных средств. |
Для современной России эффективное или неэффективное использование ресурсов обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций.
Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о неадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. На этом, собственно, и выстроена теория «провалов» (неэффективности) государства или рынка, что очень важно в связи с финансами, которые фиксируют в каждый данный момент «золотую середину» распределяемого дохода общества между государственным и негосударственным секторами. Конкурентное доказательство каждым из них своей эффективности свидетельствует об адекватности финансов в качестве механизма перераспределения.[14]
1 2